Функциональная грамотность - это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентномуи эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.
Документы
Федеральный уровень:
- Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018г. "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017г. № 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
Региональный уровень:
- Приказ Министерства образования и науки Республики Хакасия от 20.09.2021г. № 100-823 "Об организации работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Республики Хакасия в 2021/2022 учебном году"
Муниципальный уровень:
- Приказ Управления образования администрации муниципального образования Ширинский район от 04.10.2021г. № 322 "Об организации работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся в общеобразовательных организациях муниципального образования Ширинский район в 2021 - 2022 учебном году"
Уровень образовательной организации:
- Приказ МБОУ Целинной СШ № 14 от 22.10.2021г. № 223 "Об организации работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся в МБОУ Целинной СШ № 14 в 2021 - 2022 учебном году"
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы представлен по 6 направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.
Банк открытых заданий состоит из материалов, которые прошли камерную апробацию в ходе когнитивных лабораторий, а также массовую апробацию в 24 регионах Российской Федерации в 2018 - 2019 учебном году (задания для 5 и 7 классов) и в рамках дистанционного обучения в Московской области при проведении региональных диагностических работ в 2019 - 2020 учебном году (задания для 6, 8, 9 классов).
Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности
- Медиатека издательства "Просвещение" (Электронные учебники)
- Электронный банк заданий по функциональной грамотности
- Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте "Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся"
- Банк заданий PISA
- Мастер-классы PISA
- Онлайн-курсы повышения квалификации при подготовке к PISA
- Сборник заданий для подготовки к международному сравнительному исследованию PISA
- Читательская грамотность
- Математическая грамотность
- Финансовая грамотность
- Естественнонаучная грамотность
Функциональная грамотность для педагога
Полезные ресурсы
- Функциональная грамотность школьников как актуальный результат образования
- Демонстрационные материалы ФГБНУ "Институт стратегии развития образования Российской академии образования"
Примеры открытых заданий:
- по функциональной грамотности PISA
- по математической грамотности PISA
- по естественнонаучной грамотности PISA
- по финансовой грамотности PISA
- по читательской грамотности PISA
Рекомендуемые электронные ресурсы:
- ФГБНУ "Институт стратегии развития образования Российской Академии наук"
- Издательство "Просвещение"
- Банк тестов
- Московский центр качества образования
- Марафон по функциональной грамотности Яндекс.Учебник